Примечание. Не особо оригинально, но совесть всё равно требует поставить пару предупреждений у грабель, на которые сама когда-то наступила.
Не секрет, что авторов много, а писателей куда меньше. Помните знаменитое выражение капитана Врунгеля о том, что каждая селёдка – рыба, но не каждая рыба – селёдка? Если его переиначить, можно уверенно сказать так: «Каждый писатель – автор, но не каждый автор – писатель». Далеко не все авторы стремятся стать писателями, и в этом нет ничего страшного, ведь никакое хобби вас не обязывает становиться профессионалом. Однако любой автор, который пишет «для себя» не должен небрежно относиться к своему творчеству, особенно, если он собирается публиковаться в блогах и на литературных ресурсах. Я где-то недавно читала, что нельзя относиться к плодам своего творчества, как к детищу в первоначальном значении этого слова, и, знаете, я не могу с этим полностью согласиться. На мой взгляд, даже фанфик может стать «ребёнком»… Но! Ребёнок ведь это не просто создание, которое нужно всячески ласкать, закармливать сладостями и при этом говорить всем: «Мой малыш – самый лучший ребёнок на свете!» Давайте быть адекватными. Ребёнка надо не только баловать, но и воспитывать, прививать ему навыки взрослой жизни и нормы поведения в обществе, иначе из него вырастет Митрофанушка или, в худшем случае, Дадли Дурсль. А если вы захотите показать ваше чадо гостям или просто выйти с ним на прогулку, вы, как хороший родитель, должны обязательно стереть с губ малыша следы шоколада, причесать его и надеть на него штанишки, чтобы он не сверкал голой попкой. И если вы не хотите заботиться о ребёнке, то, извините, вас надо лишать родительских прав. Только потом не обижайтесь, что окружающие будут на вас косо смотреть и не воспринимать всерьёз.
Итак, от вступления уже пора переходить к делу. Я хочу дать несколько универсальных советов начинающим авторам. Надеюсь, что для-кого-нибудь они окажутся полезными.
Театр начинается с вешалки, а фанфик – с первой главы. Прежде чем начать писать, подумайте, какую информацию вы хотите изложить в начале. Запомните, у первой главы есть, как минимум, две важные функции. Первая – заинтересовать читателя. Вторая – выделиться оригинальностью. Однако очень многие новички грешат тем, что в первых главах они не пишут ничего завлекательного: лишь одни пустые диалоги на уровне «привет-пока» или кратенькое описание главного героя. Это плохо хотя бы потому, что читателю будет трудно запомнить ваше произведение и выделить его среди других похожих. Сейчас я попытаюсь разобрать эту проблему на примерах.
Многие начинающие авторы считают, что нет ничего лучше, чем начать своё детище с пробуждения героя. Причём герой (обычно героиня) просыпается у себя дома, и дальше идёт куцее описание бытовухи а-ля "Меня разбудила мама и стала кормить завтраком, а потом я поехала в школу...". И это общее место кочует из рассказа в рассказ, из фанфика в фанфик. Кстати, замечала, что девочки любят писать, что их героинь обычно будит мама, и вообще вся сцена пробуждения-завтрака-сбора в школу выглядит как сценарий к рекламе кукурузных хлопьев, то есть крайне шаблонно и приторно. Я не против того, чтобы история начиналась пробуждением героя, но в нём должно быть то, что будет отличать его от других пробуждений. Можно ведь проснуться в незнакомом месте/от внезапного шума/с амнезией...
Так как же начать, чтобы было более или менее оригинально? Очевидно, что вы затеяли что-то написать, потому что вам не даёт покоя некая идея. Так начните с неё! Не томите читателя скучным началом.
Далее. Автор непременно хочет рассказать читателям, как выглядит главный герой. Это, в принципе, не криминал, но описания внешности всегда являются большой проблемой для новичков. Обычно знакомство с внешностью героя происходит сразу же после пробуждения, потому что в комнате, как правило, есть зеркало. Старайтесь избегать это штампа, самый лёгкий путь необязательно самый лучший. "У меня большие голубые глаза и длинные блондинистые волосы. На мне надеты джинсы, футболка с надписью... бла-бла-бла". Это сухое протокольное перечисление. Помпезные описания с метафорами и гиперболами смотрятся ещё хуже и навевают воспоминания о песне, в которой у девушки «изумрудные брови колосятся под знаком луны». Все детали должны работать на сюжет и идею, и раскрывать их надо очень осторожно. Воспользуйтесь не грубыми мазками, а деликатными штрихами. Как это сделать? Например, если у героя длинные волосы, напишите, что они ему мешают/их надо закалывать/ соседка по парте любит из них плести косички и т.д. Высокий герой может/жаловаться на то, что его дразнят каланчой/наклоняться к тем, кто ниже/намекнуть родителям, что растёт, и старые кроссовки уже жмут… Что касается одежды, то если автор считает, что подробное описание гардероба просто необходимо, пусть это не будет тупым перечислением, можно хотя бы с каталогов примеры брать, только не стоит переусердствовать.
Ещё герои в первых и даже последующих главах постоянно едят, моются в душе, только в туалет не ходят. Подумайте, вам нужны эти мелкие бытовые детали? Они на что-то повлияют в сюжете? Если нет, то их нужно опустить.
Лично мне не нравится тенденция юных авторов избавлять своих героев от родителей, как будто они какая-то помеха. Герои либо изначально сироты, либо где-то в начале истории родители погибают... а детям как бы пофиг. Нет, ну встречала я предложения вроде "Мне было грустно, я осталась одна", только персонажи как-то быстро забывали свои горести. Помню, мне двоюродная сестра дала много лет назад свой мастерпис почитать, и от факта, что главная героиня после смерти родителей поселила в их комнате полузнакомого парня, а сама по привычке пошла в душ и на утро уже будто и не помнила о том, что лишилась мамы с папой, я до сих пор пребываю в шоке. Я не буду читать лекцию о том, что родители самое дорогое, что у нас есть, просто учитывайте, что их отсутствие у несовершеннолетних должно быть логичным, ребёнок не в состоянии сам о себе полноценно позаботиться. Вообще замечаю, что персонажи вроде родителей и учителей абсолютно безликие, без признаков индивидуальности. У них нет даже внешности и характеров, что уже плохо. Вспомогательным персонажам не должно уделяться очень много внимания, но совсем про них забывать нельзя.
Ну вот, первая глава наконец-то закончена, пора уже её народу показать и порцию отзывов получить. Но не спешите. После того, как будет дописана последняя строчка, закройте файл, а лучше вовсе отойдите от компьютера и смените деятельность хотя бы на полчасика. Потом можно снова открыть файл, но не стоит бездумно копировать его содержимое, чтобы вставить в заветное окошечко Фикбука или другого ресурса. Сначала прочитайте вашу первую главу и, если вас что-то в ней не устраивает, исправьте. Лучше всего делать вычитку вслух, потому что так текст становится объёмней, и язык «спотыкается» об некоторые недочёты, которые вначале кажутся незаметными. Не забывайте про грамотность! Уровень грамотности литературного произведения должен хотя бы соответствовать вашему возрасту. Когда двенадцатилетние девочки пишут «жи-ши» через букву «ы» и не знают элементарных правил расстановки запятых, мне остаётся только гадать о причинах такой небрежности к родному языку. Иными словами, если что-то можно простить семилетке, то подросткам допускать такие же ошибки стыдно.
И напоследок. Не ждите только похвалу, вполне возможно, что вас могут за что-то пожурить. Конечно, встречаются грубые читатели, и критика не всегда бывает адекватной, но надо уметь слушать не только себя.