Примечание. Не особо оригинально, но совесть всё равно требует поставить пару предупреждений у грабель, на которые сама когда-то наступила.

Не секрет, что авторов много, а писателей куда меньше. Помните знаменитое выражение капитана Врунгеля о том, что каждая селёдка – рыба, но не каждая рыба – селёдка? Если его переиначить, можно уверенно сказать так: «Каждый писатель – автор, но не каждый автор – писатель». Далеко не все авторы стремятся стать писателями, и в этом нет ничего страшного, ведь никакое хобби вас не обязывает становиться профессионалом. Однако любой автор, который пишет «для себя» не должен небрежно относиться к своему творчеству, особенно, если он собирается публиковаться в блогах и на литературных ресурсах. Я где-то недавно читала, что нельзя относиться к плодам своего творчества, как к детищу в первоначальном значении этого слова, и, знаете, я не могу с этим полностью согласиться. На мой взгляд, даже фанфик может стать «ребёнком»… Но! Ребёнок ведь это не просто создание, которое нужно всячески ласкать, закармливать сладостями и при этом говорить всем: «Мой малыш – самый лучший ребёнок на свете!» Давайте быть адекватными. Ребёнка надо не только баловать, но и воспитывать, прививать ему навыки взрослой жизни и нормы поведения в обществе, иначе из него вырастет Митрофанушка или, в худшем случае, Дадли Дурсль. А если вы захотите показать ваше чадо гостям или просто выйти с ним на прогулку, вы, как хороший родитель, должны обязательно стереть с губ малыша следы шоколада, причесать его и надеть на него штанишки, чтобы он не сверкал голой попкой. И если вы не хотите заботиться о ребёнке, то, извините, вас надо лишать родительских прав. Только потом не обижайтесь, что окружающие будут на вас косо смотреть и не воспринимать всерьёз.

Итак, от вступления уже пора переходить к делу. Я хочу дать несколько универсальных советов начинающим авторам. Надеюсь, что для-кого-нибудь они окажутся полезными.
Театр начинается с вешалки, а фанфик – с первой главы. Прежде чем начать писать, подумайте, какую информацию вы хотите изложить в начале. Запомните, у первой главы есть, как минимум, две важные функции. Первая – заинтересовать читателя. Вторая – выделиться оригинальностью. Однако очень многие новички грешат тем, что в первых главах они не пишут ничего завлекательного: лишь одни пустые диалоги на уровне «привет-пока» или кратенькое описание главного героя. Это плохо хотя бы потому, что читателю будет трудно запомнить ваше произведение и выделить его среди других похожих. Сейчас я попытаюсь разобрать эту проблему на примерах.

Многие начинающие авторы считают, что нет ничего лучше, чем начать своё детище с пробуждения героя. Причём герой (обычно героиня) просыпается у себя дома, и дальше идёт куцее описание бытовухи а-ля "Меня разбудила мама и стала кормить завтраком, а потом я поехала в школу...". И это общее место кочует из рассказа в рассказ, из фанфика в фанфик. Кстати, замечала, что девочки любят писать, что их героинь обычно будит мама, и вообще вся сцена пробуждения-завтрака-сбора в школу выглядит как сценарий к рекламе кукурузных хлопьев, то есть крайне шаблонно и приторно. Я не против того, чтобы история начиналась пробуждением героя, но в нём должно быть то, что будет отличать его от других пробуждений. Можно ведь проснуться в незнакомом месте/от внезапного шума/с амнезией...

Так как же начать, чтобы было более или менее оригинально? Очевидно, что вы затеяли что-то написать, потому что вам не даёт покоя некая идея. Так начните с неё! Не томите читателя скучным началом.

Далее. Автор непременно хочет рассказать читателям, как выглядит главный герой. Это, в принципе, не криминал, но описания внешности всегда являются большой проблемой для новичков. Обычно знакомство с внешностью героя происходит сразу же после пробуждения, потому что в комнате, как правило, есть зеркало. Старайтесь избегать это штампа, самый лёгкий путь необязательно самый лучший. "У меня большие голубые глаза и длинные блондинистые волосы. На мне надеты джинсы, футболка с надписью... бла-бла-бла". Это сухое протокольное перечисление. Помпезные описания с метафорами и гиперболами смотрятся ещё хуже и навевают воспоминания о песне, в которой у девушки «изумрудные брови колосятся под знаком луны». Все детали должны работать на сюжет и идею, и раскрывать их надо очень осторожно. Воспользуйтесь не грубыми мазками, а деликатными штрихами. Как это сделать? Например, если у героя длинные волосы, напишите, что они ему мешают/их надо закалывать/ соседка по парте любит из них плести косички и т.д. Высокий герой может/жаловаться на то, что его дразнят каланчой/наклоняться к тем, кто ниже/намекнуть родителям, что растёт, и старые кроссовки уже жмут… Что касается одежды, то если автор считает, что подробное описание гардероба просто необходимо, пусть это не будет тупым перечислением, можно хотя бы с каталогов примеры брать, только не стоит переусердствовать.

Ещё герои в первых и даже последующих главах постоянно едят, моются в душе, только в туалет не ходят. Подумайте, вам нужны эти мелкие бытовые детали? Они на что-то повлияют в сюжете? Если нет, то их нужно опустить.

Лично мне не нравится тенденция юных авторов избавлять своих героев от родителей, как будто они какая-то помеха. Герои либо изначально сироты, либо где-то в начале истории родители погибают... а детям как бы пофиг. Нет, ну встречала я предложения вроде "Мне было грустно, я осталась одна", только персонажи как-то быстро забывали свои горести. Помню, мне двоюродная сестра дала много лет назад свой мастерпис почитать, и от факта, что главная героиня после смерти родителей поселила в их комнате полузнакомого парня, а сама по привычке пошла в душ и на утро уже будто и не помнила о том, что лишилась мамы с папой, я до сих пор пребываю в шоке. Я не буду читать лекцию о том, что родители самое дорогое, что у нас есть, просто учитывайте, что их отсутствие у несовершеннолетних должно быть логичным, ребёнок не в состоянии сам о себе полноценно позаботиться. Вообще замечаю, что персонажи вроде родителей и учителей абсолютно безликие, без признаков индивидуальности. У них нет даже внешности и характеров, что уже плохо. Вспомогательным персонажам не должно уделяться очень много внимания, но совсем про них забывать нельзя.

Ну вот, первая глава наконец-то закончена, пора уже её народу показать и порцию отзывов получить. Но не спешите. После того, как будет дописана последняя строчка, закройте файл, а лучше вовсе отойдите от компьютера и смените деятельность хотя бы на полчасика. Потом можно снова открыть файл, но не стоит бездумно копировать его содержимое, чтобы вставить в заветное окошечко Фикбука или другого ресурса. Сначала прочитайте вашу первую главу и, если вас что-то в ней не устраивает, исправьте. Лучше всего делать вычитку вслух, потому что так текст становится объёмней, и язык «спотыкается» об некоторые недочёты, которые вначале кажутся незаметными. Не забывайте про грамотность! Уровень грамотности литературного произведения должен хотя бы соответствовать вашему возрасту. Когда двенадцатилетние девочки пишут «жи-ши» через букву «ы» и не знают элементарных правил расстановки запятых, мне остаётся только гадать о причинах такой небрежности к родному языку. Иными словами, если что-то можно простить семилетке, то подросткам допускать такие же ошибки стыдно.

И напоследок. Не ждите только похвалу, вполне возможно, что вас могут за что-то пожурить. Конечно, встречаются грубые читатели, и критика не всегда бывает адекватной, но надо уметь слушать не только себя.

@темы: ориджиналы, записочки, фанфикшен

Комментарии
03.03.2012 в 13:53

очень полезная вещь, буду давать комунада ссылку ) и про вслух - поддерживаю! это отличный и проверенный способ
читать дальше
03.03.2012 в 13:56

Все люди - хуй на блюде.
спасибо большое!как раз начала оридж)думаю,ваши советы очень помогут) (читала ваши фанфики,так что могу смело на вас положиться)
а критику я люблю,но всё-таки трудно её слушать.
03.03.2012 в 15:11

vates, спасибо) Читать, конечно, надо, только многих, особенно детей, пугает слово "классика")

neko_Ciel, удачи с ориджем!^^ Порой критика не так страшна, как её малюют)
03.03.2012 в 15:14

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, спасибо,буду стараться!) ну не скажите!я как увижу фанфики с Мери Сью,так тут такая критика...х)
но это в прошлом,в прошлом!!^^""""
03.03.2012 в 15:18

neko_Ciel, так Мери-Сью в фанфиках мало кто любит) К мери-сьюшным персонажам в ориджах относятся спокойней)
03.03.2012 в 15:21

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, ну знаете...может любит и мало кто,но по комментам как-то рука сама...прямо на лицо..:facepalm:
вот у меня получится как раз Машенька,выходит.хотя я пишу этот фф о своей подруге,точно с её слов...хотя кто мне поверит?х)
03.03.2012 в 15:28

neko_Ciel, а что в ней такого мери-сьюшного?
03.03.2012 в 15:32

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, да не знаю.просто это будет рассказ про девушку.а каждый раз,когда видишь в фф главную героиню девушку,мысль какая?Мери Сью.
03.03.2012 в 15:41

neko_Ciel, если это фанфик, то героиня не обязательно Мери-Сью. Она просто может быть НЖП (Новый женский персонаж), который не перетягивает на себя одеяло и не блещет кучей талантов. А в ориджинале не может быть Мери-Сью, потому что это оригинальное произведение. В крайнем случае персонаж может обладать чертами Мери-Сью. Себастьян Микаэлис, например, мэрисьюшен, потому что красивый, талантливый и девушки от него в восторге пищат)))
03.03.2012 в 15:53

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, в моём понимании,Мари Сью - это сам автор.по слова К-сана Сиэль копия Яны,так что Себастьян скорее Марти Сью х)
я постараюсь сделать свою героиню такой,чтобы она была не слишком сьюшна))
03.03.2012 в 17:12

neko_Ciel, попробуем разобраться) Мери-Сью - это новый сверхидеализированный персонаж из фанфиков. Это не обязательно воплощение автора, иногда это просто модель идеала для автора. А альтер-эго автора в свою очередь не всегда мерисьюшно.
03.03.2012 в 17:18

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, вот цитата:"Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка — оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам)."
03.03.2012 в 17:19

Верно: либо альтер-эго, либо модель)
03.03.2012 в 17:32

~Артист ритуальных услуг~
Надо взять на заметку! Сие зело полезно будет)))
03.03.2012 в 18:01

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, вот ещё не могу выбрать:сделать повествование от третьего лица или от первого.от первого вроде легче,но от третьего,наверное,лучше...как думаете?
03.03.2012 в 21:13

Sanara Della Enigma Tai, ^__^

neko_Ciel, нельзя сказать, что что-то легче, а что-то лучше. "Якать" на самом деле ничуть не легче, чем описывать героя "снаружи". С одной стороны диалог непосредственно героя и читателя сделает процесс чтения более интимным, с другой - у "бестелесного" автора будут манёвры для выражения собственного мнения, которое может не совпадать с позицией героя. Более подходящий вариант должен выбирать сам автор.
Как-то раз переписывали текст с третьего лица на первое, и при этом пришлось менять не только местоимения. Из-за этого приходилось целые предложения перекраивать или вообще убирать. Оказалось, что язык фокала всё же отличается от языка героя-повествователя, так что с лицом лучше сразу определяться, а то лишней работы потом много будет)
03.03.2012 в 21:23

Все люди - хуй на блюде.
Charmed Twins, ну не знаю.я вот сегодня читала несколько фиков,и один вёлся от третьего лица,а следующий - от первого.и вот который от первого мне совсем не понравился,возможно,именно из-за того резкого перехода я не смогла читать из закрыла.хотя,конечно,от первого лица надо уметь писать и есть авторы (а,точнее,один конкретный),которые очень хорошо пишут)) (как начнёшь - так и не закроешь)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии